Что такое EGR?

Клапан EGR, или система EGR (exhaust gas recirculation) - система рециркуляции отработанных газов. Это экологическая опция на современных авто. Задача клапана EGR - уменьшение концентрации NOx (оксидов азота NOx) в отработанных газах, для выполнения экологических нормативов ЕВРО3 и выше.

Откуда берутся NOx (оксиды азота)?

В атмосферном воздухе присутствует газ азот (примерно 78% от общего состава), и кислород (примерно 21%). В нормальном состоянии азот химически инертен, и не вступает в реакцию окисления с кислородом. Но при высоком давлении и высокой температуре, при достаточном количестве кислорода, азот начинает окисляться, образуя различного рода химические соединения с кислородом (NOx). В современных двигателях, в особенности - дизельных, где высокая степень сжатия - как раз и создаются такие условия.

Принцип работы ЕГР

Принцип работы ЕГР

Коротко принцип работы EGR можно описать так: возврат отработанных выхлопных газов на повторное догорание в ДВС. В результате снижаются выбросы NOx, но на стенках впускного коллектора, воздушных каналов и блока заслонок оседает сажа. Это не критично для ресурса двигателя, хотя есть минимальный риск для седел и клапанов. Большей проблемой же является падение мощности из-за снижения теплопроводности впускного коллектора.

Минусы работы системы EGR

Обратная сторона медали под названием "клапан EGR" - рост концентрации в выхлопных газах сажевых частиц и существенное увеличение количества CO и HC. Из-за сажевых частиц, которые в процессе работы клапана оседают на его стенках, створках, а также а большом количестве оседают во впускном коллекторе, со временем происходит засорение впуска налетом, состоящим из смеси сажи и масла. Сам клапан EGR перестает нормально функционировать, застревая в каком-то положении (чаще - открытом). Впускной коллектор зарастает смолянистыми асфальтоподобными отложениями, в результате чего в тяжелых случаях может наблюдаться нарушение притока чистого воздуха в цилиндры. Кроме того, куски сажи отрываются от стенок и могут попадать в цилиндры, вызывая абразивное воздействие на зеркало.

При существенном засорении клапан теряет подвижность, и может заклинить как в закрытом, так и в открытом положении.

Особенно опасна ситуация, когда клапан залипает в состоянии "открыто". В этом случае, из-за постоянного и неконтролируемого тока ОГ во впуск, снижается мощность, в особенности в режимах максимальной нагрузки, увеличивается дымность и расход топлива.

Зачем нужно отключение ЕГР?

В большинстве случаев глушить EGR стоит, если система неисправна (накопился нагар на пластине или гнезде клапана). Обычно неполадки с системой начинаются после 50 000 км пробега. Заявленные производителями цифры в 80 000–100 000 км завышены, так как не учитывается низкое качество топлива в России (особенно дизельного).

При накоплении нагара клапан может медленно открываться или даже заклинивать.

Чем это грозит:

  • снижается мощность двигателя;
  • увеличивается износ;
  • повышается расход;
  • ухудшается запуск двигателя;
  • на бензиновых двигателях с пластиковым впускным коллектором есть риск плавления напротив трубки подачи отработанных газов. Часто встречается на Chevrolet Lacetti 1.4 и 1.6;
  • загорается «Check Engine» (может гореть периодически либо постоянно);
  • появляется нестабильная работа ДВС на холостом ходу.

Замена клапана — удовольствие не из дешевых. А пользы от него, кроме снижения выбросов оксида азота, никакой. Целесообразнее отключить EGR.

Плюсы отключения ЕГР

  • уменьшается загрязнение впускной системы;
  • на турбированных двигателях снижается эффект турбоямы;
  • повышается отзывчивость педали газа;
  • исчезают ошибки из-за неисправного клапана EGR;
  • не нужно тратить деньги на замену;
  • реже меняется масло;
  • улучшается работа на холостом ходу и холодном двигателе;
  • вырастает тяга на низких оборотах.

Наша компания занимается удалением/отключением ЕГР (EGR) на дизельных двигателей как с выездом, так и в нашей сервисной зоне.